пятница, 25 июля 2008 г.

"Нол" или единица?

"23 июля для всеобщего доступа открылся новый сетевой сервис Knol от интернет-корпорации Google. Knol - это онлайн-энциклопедия, где любой желающий может написать свою статью. Основное отличие от похожей коллективной энциклопедии - Wikipedia - заключается в том, что у каждой статьи в Knol есть свой автор или группа создателей. Кроме того, в сервисе Knol предусмотрено наличие контекстной рекламы, за счет которой авторы смогут заработать денег, - сообщает Николай Огай, RB.ru:

""Сеть содержит огромное количество информации, но далеко не все, что достойно упоминания, есть в сети. Невообразимые объемы знаний покоятся в головах людей: миллионы людей знают полезные вещи, а еще миллиарды людей могли бы воспользоваться этими полезностями. Knol поможет тем, кто знает, опубликовать знания в сети и сделать их доступными каждому", - характеризует Google свой новый сервис в официальном сообщении.

Сообщает Google и об основных принципах работы нового сервиса: "Ключевой принцип Knol - это авторство. У каждого "кнола" (статья по теме - ред.) будет свой автор или группа авторов, которые ставят свои имена под написанным. Это их "кнол", их голос, их мнение. Мы ожидаем, что по одной и той же теме будет существовать сразу несколько "кнолов", и мы полагаем, что это хорошо"."

Пример аватара и "авторской" страницы Craig'a Goldwyn'a


"Очевидно, что новый сервис Google должен стать конкурентом другой сетевой энциклопедии - Wikipedia. Причем Knol, судя по тому, как его задумали создатели, должен избавиться от самых слабых мест Wikipedia, за которые ее так часто критикуют. Так, вносить правки в свои статьи смогут лишь сами авторы, хотя рекомендации по изменению статей сможет дать каждый желающий.

Кроме того, в Knol в отличие от Wikipedia авторы смогут высказывать свою точку зрения, а также публиковать информацию из собственных источников. Таким образом, с одной стороны, информация в Knol, вероятнее всего, будет защищена от атак информационных вандалов, а с другой - будет преподноситься в более интересном для читателей виде. Не как сухие энциклопедические данные, а скорее как подробный ответ на вопрос.

Вполне понятно, что Knol нацелен на немного другую нишу, нежели Wikipedia. Состязаться с общественной Wiki пока не под силу никому в мире - даже Google. Cейчас в коллективной энциклопедии Wikipedia 2,5 млн статей, в Knol - всего пару сотен, которые были написаны во время закрытого тестирования интернет-сайта. Ежемесячная аудитория Wikipedia превышает 50 млн человек. Сервис Knol открыт всего два дня и до сих пор имеет значок "beta".

В основном содержимое Knol сейчас посвящено кулинарии и медицине. Авторы статей - это преимущественно профессионалы в этих областях. При этом на интернет-сайте действует система подтверждения имени - то есть при желании автор статьи может с помощью кредитки или телефона подтвердить, что его действительно зовут так, как он указал на интернет-сайте.

Выбор тем для первых статей на Knol, по всей видимости, не случаен. Это темы, которые могут быть интересны с точки зрения размещения контекстной рекламы. Для сервиса это важно, так как в отличие от Wikipedia, которая существует только на добровольные пожертвования пользователей, Knol позволяет своим авторам и себе зарабатывать на рекламе.

Система проста - автор может разрешить отображение на странице со своей статьей контекстной рекламы от AdSense - рекламных объявлений по ключевым словам статьи. Таким образом автор может вознаградить себя за труд написания не только благодарностями читателей, но и деньгами от просмотров. Причем, чем больше человек увидят ту или иную статью, тем больше денег заработает автор.

И не только он - AdSense это рекламный сервис Google. А значит, чем больше его оборот, тем больше прибыли компании. Для Wikipedia принцип бесплатности и отсутствия рекламы является основным. В Google полагают, что ради общего блага им можно поступиться.

При этом судя по всему Knol будет предоставлять своим авторам и пользователям и некий эксклюзивный контент, который компания будет закупать специально для сайта у крупных производителей информации: газет и издательств. Так, сейчас все авторы Knol имеют право снабдить свою статью одной карикатурой из собственной обширной базы журнала New Yorker.

Запуск очередного контент-сервиса от Google заставляет целый ряд скептиков говорить о возможном конфликте интересов между разными подразделениями этой огромной компании. С одной стороны, основной бизнес корпорации - интернет-поисковик - должен предлагать пользователям наиболее релевантную информацию о содержимом сети.

С другой стороны, новой энциклопедии Google для быстрого старта как воздух нужны посетители и авторы. Не подастся ли Google искушению задействовать свои ресурсы поисковика номер один в мире для форсированного запуска Knol. В Google уверяют, что готовы бороться за место под солнцем исключительно честными методами.

Более того, руководство Google утверждает, что не заинтересовано в снижении популярности Wikipedia. Однако очевидно, что Knol, в отличие от Wikipedia, является чисто коммерческим предприятием, а в борьбе за прибыли все средства хороши".

Пора осваивать "русские страницы"!
Пора президенту из этого национальную программу сделать?